В течение последних десятилетий компьютерные и телекоммуникационные технологии были включены практически во все аспекты здравоохранения. Дополнительный значимый вклад в развитие телемедицины был внесен широким распространением смартфонов, планшетных компьютеров, мобильного широкополосного интернета.

Согласно определению законодательства РФ, телемедицинские технологии (информационные технологии) обеспечивают дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента [1]. В ведении пациентов с хроническими респираторными заболеваниями (бронхиальная астма, хронический обструктивный бронхит и др.) особое внимание должно быть уделено мероприятиям вторичной профилактики, реализуемым после обострения хронического заболевания или неотложной госпитализации. При этом задача охвата реабилитационными мероприятиями максимального количества больных, в том числе маломобильных, проживающих на удаленных территориях или подлежащих диспансерному наблюдению, в условиях пандемии решается с применением технологий телемониторинга, телемедицинского образования и телемедицинских лечебных мероприятий [2–5].
Научные исследования и метаанализы свидетельствуют о наличии доказательной базы, подтверждающей эффективность и безопасность телемедицинских программ для людей с хроническими респираторными заболеваниями, с достижением результатов, аналогичных результатам традиционной легочной реабилитации в дневном стационаре [6–10]. Среди средств телемониторинга в последние годы широко используют интерактивные опросники, валидированные в отношении оценки качества жизни пациентов или активности патологического процесса, например: SGRQ – опросник для оценки качества жизни больных респираторными заболеваниями, ACQ – опросник по оценке контроля симптомов бронхиальной астмы, CAT – опросник по оценке выраженности симптомов хронической обструктивной болезни легких. Применение средств индивидуального электронного контроля в домашних условиях включает использование пикфлоуметров, пульсоксиметров, применение ингаляторов, измеряющих скорость воздушного потока, «умной рубашки», мониторов частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления и т.д. [6]. Необходимыми разделами телемедицинской образовательной программы у больных респираторными заболеваниями являются: оценка правильности применения ингалятора, подбор ингалятора с оценкой скорости вдоха пациента, повышение приверженности к выполнению медицинских рекомендаций, обучение технике длительной кислородотерапии, СРАР-терапии (CPAP – Continuous Positive Airway Pressure (постоянное положительное давление в дыхательных путях)), неинвазивной вентиляции легких, инвазивной вентиляции легких, отказ от вредных привычек и факторов, усугубляющих течение заболевания, формирование приверженности к вакцинации и к физической реабилитации. В телемедицинские лечебные мероприятия включены проведение физических тренировок, коррекция медикаментозной терапии, изменение режима вентиляции в домашних условиях, а также вызов бригады неотложной помощи или включение неотложных режимов работы оборудования [6, 11].
В целом телемедицинские технологии диспансерного наблюдения пациентов с респираторными заболеваниями в домашних условиях направлены на увеличение охвата пациентов, повышение качества и количества динамических наблюдений, выполнение врачебных рекомендаций. Для дальнейшего развития интернет-технологий необходимы совместные усилия профессионального сообщества со стороны практического здравоохранения, IT-индустрии, производителей медицинского оборудования, страховых компаний, фарминдустрии, сообществ пациентов и государственных регуляторов.
Foster/ website 31/05/2022 RUS_16